Будет интересно

Таблица методика формирования коллектива по лутошкину

таблица методика формирования коллектива по лутошкину

Важны такие характеристики:

§ в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

§ дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

§ во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;

§ у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;

§ большинство ребят огорчают неудачи отряда;

§ члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;

§ приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;

§ хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение.


При этом на этом этапе коллектив также начинает работать и над индивидуальным развитием каждого члена – в том числе становится более открытым для новых работников.

Стадии развития коллектива по Лутошкину

Анатолий Николаевич Лутошкин – также является классиком советской педагогики, более современного периода, чем А.С. Макаренко. Соответственно, стадии развития коллектива по Лутошкину более актуальны изменяющимся тенденциям общества и раскрывают роль не только руководителя, но и рассматривают отдельные инструменты и проблемы, возникающие на разных этапах формирования социума.

Выглядят стадии развития коллектива по Лутошкину следующим образом:

  • Песчаная россыпь. На этой стадии коллектив, согласно аналогии исследователя, представляет собой отдельные «песчинки». Каждый его член имеет только личные цели, не имеет направления движения и устоявшихся контактов с другими участниками.
    В данном случае руководитель может управлять таким коллективом только путем административного ресурса и прямых указаний. На этом этапе проще всего отсеивать неподходящих членов коллектива и набирать новых сотрудников.
  • Мягкая глина. На этом этапе, в коллективе уже есть определенные устоявшиеся связи, но нет общего единства и общих целей. Основной задачей руководителя на этом этапе формирования коллектива будет являться создание из него эффективного инструмента для решения поставленных вопросов.

Таблица методика формирования коллектива по лутошкину

А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина» (группа-ассоциация). Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.
На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших.

Инфоinfo
Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень.


«Мерцающий маяк» (группа-кооперация).
В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно.

Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит. 2 ступень. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие.
Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива.

Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших.


Отношения, в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют.

Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. 3 ступень.

Важноimportant
Можно как модель представить нормальную семью (там есть глава, подчинённые, но это — СЕМЬЯ). Можно вспомнить японскую концепцию фирмы-семьи. Факторы формирования коллектива мы можем начать осторожно применять уже на ранних стадиях развития группы.

Автор концепции — А.Н. Лутошкин предложил образные описания стадий группового развития, чтобы легче и нагляднее было представить содержание стадий.

3.

Характеристика этапов стадии становления («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел») .

1 ступень. «Песчаная россыпь» (номинальная группа).Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу.

Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других.

Хорошо помогает общее дело.

У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу. Все это — центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе происходит осознание общности, создается чувство «мы».

Сплоченность коллектива

Приступа к работе с детьми, помните один незыблемый принцип – вы не сможете изменить детей за месяц общения с ними, но вы можете помочь им разобраться в себе и в своих отношениях с людьми.

У вас есть возможность дать попробовать детям новые подходы во взаимоотношениях с другими и найти новых друзей.

Не любая малая группа является сплоченной. В первые дни ваш отряд будет похож на песочную кучку: вроде бы все вместе, но чуть подует ветер, и песчинки разлетятся в разные стороны – их ничто не держит. Таким отрядом управлять намного сложнее, да и дети в низкосплоченном коллективе будут чувствовать себя некомфортно.

Что такое сплоченность? Сплоченность – это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, что­бы удержать их в ней.

Силы сплочения группы имеют две образующие:

1. степень привлекательности собственной группы;

2.

В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка.

Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

Выявляются следующие характеристики:

1.ребята мало знают друг друга;

2.нет общих интересов;

3.нет общих дел;

4.отсутствует авторитетный центр;

5.группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Формы работы:

1.Игры на знакомство;

2.РВС;

3.Оформление отрядного места;

4.Установление единых правил и законов отряда «Конвенция отряда»;

5.«огонек» знакомства

6.КТД

7.операция «Уют»

8.Игры на выявление лидеров;

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности).

Вниманиеattention
Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки.

Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества.
Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Типы организаторов

§ Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений.

Именно на данном этапе ключевое значение имеют усилия руководителя. Он, как опытный мастер, имеет возможность сформировать из глины то, что необходимо предприятию.

  • Мерцающий маяк. Этот этап предусматривает, что коллектив уже является общей структурой, но действует спонтанно и далеко не всегда так, как это необходимо организации. На данном этапе у коллектива формируются как лидеры, так и изгои. Однако работодателю следует поддерживать активность и устранять возможные конфликты при активном личном участии, задавая четкие цели и обеспечивая мотивацию.
  • Алый парус. Этот этап развития коллектива часто является финальным и предпочтительным для многих работодателей, в особенности в сфере крупных корпораций с жесткой корпоративной культурой. На этом этапе коллектив представляет собой единое целое, а все его участники работают на достижение общих целей, одновременно с этим стремясь к конкуренции с другими коллективами. При этом взаимосвязь участников в коллективе делается для них одной из основных ценностей – и на этом этапе могут возникать определенные разногласия с руководством, так как цели и ценности коллектива могут в итоге вступать в конфликты с целями и ценностями организации.
  • Горящий факел. В данной ситуации коллектив активно сам стремится реализовывать свои цели, полностью соотносящиеся с целями организации, развиваясь как внутри, так и развивая окружающее пространство.

Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом:

Ф.И.

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого предпочтительного).

А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? (Укажи 3 фамилии этих людей, начиная с самого неприятного).

Кому ты доверяешь свою тайну? (Укажи 3 фамилии этих людей).

Кому никогда не доверишь свою тайну? (Укажи 3 этих людей).

Ход проведения. Исследователь задает поочередно 4 вопроса, которые являются критериями выбора (2 положительных и 2 отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ни же предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый от дает свои наибольшие симпатии (антипатии — при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует скатать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек.

Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Стиля работы с ВДК

· Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.

· Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)

· Снующий челнок.
Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.

· Плывущий плот — соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.

3. Организация процесса купания детей. Техника безопасности.

Организации, в ведении которых находятся детские оздоровительные лагеря, несут полную ответственность за сохранность жизни детей на закрепленном за ними водоеме.

Эта безопасность обеспечивается:

выбором водоема, подготовкой места купания и оборудованием спасательного поста;

соблюдением мер безопасности на воде;

четкой организацией купания и обучения детей плаванию.

Поведение на пляже

Солнце, вода и золотой песок – бесценно и нет большего удовольствия в жаркий день, чем искупаться. Однако беспечное поведение на воде может привести к тяжелым последствиям.

«

От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину):

1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе.

Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого.

Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем.

Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

4. Алый парус.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *